Язык программирования Perl



              

Работа с объектами


В программе, в которой применяются объекты описанного класса, мы увидим вполне знакомую нотацию, когда подпрограммы вызываются при помощи ссылочных переменных и операции ->. В объектной терминологии это называется обращением к методам объектов (или отправка сообщения объекту). Приведем пример создания двух объектов одного класса, каждый из которых обладает собственными значениями свойств:

# способ обращения к методам через ссылки на объекты use Person; # будем использовать этот класс # создать объект класса, my $hobbit = Person->new(); # вызвав его конструктор # задать значение свойства, обратившись к методу объекта $hobbit->give_name('Фродо Бэггинс'); # создать другой объект my $dwarf = Person->new; # () не обязательны $dwarf->give_name('Гимли'); # задать значение свойства # запросить значения свойств, обратившись к методам print $hobbit->say_name(), ' ', $dwarf->say_name, "\n";

Взаимодействие с объектом строится на обращении к его методам. Обращение к методу происходит при помощи ссылки на экземпляр конкретного объекта, и при этом первым аргументом в метод автоматически передается ссылка на этот объект. Например:

$hobbit->give_name('Бильбо Бэггинс'); # соответствует вызову: Person::give_name($hobbit, 'Бильбо Бэггинс');

Внутри метода ссылка на экземпляр объекта используется для доступа к данным этого экземпляра и обращения к другим методам. Для обращения к конструктору используется имя класса, так как во время работы конструктора уже существует класс, а экземпляр объекта только должен быть создан конструктором.

Если к ссылке на объект класса Person применить функцию ref(), то она вернет значение не 'HASH', как можно было бы предположить, а 'Person'! Это результат "благословения" объекта ссылки функцией bless().

print "Класс объекта: '", ref($hobbit), "'\n"; # 'Person'

Кроме нотации с оператором "стрелка" ->, традиционно используемой при работе со ссылками, для доступа к методам применяются синтаксические конструкции с использованием косвенных объектов. При использовании этого стиля имя метода стоит перед именем класса или ссылкой на объект, после которой идет список аргументов, иногда заключаемый в круглые скобки. Использование косвенных объектов может сделать текст программы более наглядным и понятным. Приведем пример обращения к объектам в новом стиле:

# способ обращения к методам через косвенные объекты use Person; # используем класс Person my $magician = new Person; # "этот маг - новая личность" give_name $magician 'Гэндальф'; # "назовем мага 'Гэндальф'" my $name = say_name $magician; # "назови себя, маг" print $name, "\n";

В качестве иллюстрации к сказанному на рис. 14.1 изображены языковые конструкции, применяемые при работе с объектами, и их взаимосвязи.

Конструкции объектного программирования в Perl

Рис. 14.1.  Конструкции объектного программирования в Perl




Содержание  Назад  Вперед